– Почему вы устраиваете выставку своих картин сейчас, а не летом, когда родились? – спросили меня в Выставочном зале Ржева.

Ответил словами Довлатова:

– «Возраст у меня такой, что, покупая обувь, я каждый раз задумываюсь: «Не в этих ли штиблетах меня будут хоронить?».

 

Порылся в памяти и вспомнил, что всю жизнь бежал впереди лошади. И моё окружение прекрасно об этом знает. Вот, скажем, позвонил как-то из Якутии мой друг Владимир Стадник:

– Павел, всегда тебе удивлялся! Как ты ухитрялся подписывать акт приёмки работ, когда она не только не сдана, но даже не окончена?!

Так и теперь. В Выставочном зале ещё полно снимков фотомастеров, а я уже везу туда картины для своей экспозиции. И это прекрасно! Как и тот факт, что 100-летие «Ржевской правды» мы отметим только осенью, когда, собственно, вся страна будет вспоминать революционный переворот вековой давности, а турнир по тхэквондо на призы «РП» проведём в апреле. Просто потому, что так удобнее: достаточно сказать, что спортсмены-тхэквондисты в весеннюю пору находятся в лучшей спортивной ворме, нежели под занавес года.

Одна из картин так и называется – «Танец тхэквондо». На площадке два юноши в белых «маск-халатах» выполняют пхумсе (базовые движения). И когда зрители видят, что хосинсул (техника самозащиты) одного бойца заметно страдает, то хлопают в ладоши, поощряя сильного. Или, напротив, таким образом поощряют слабого, который, благодаря своим знаниям физиологии и основных болевых точек, незаметно переходит в атаку. В этом ему помогают заученные до автоматизма движения, способствующие гармонии дыхания, ритма и скорости. Это именно то, чего нет в боксе: там всё более откровенно, открыто, напоказ. Хотя только настоящий профессионал знает цену движений плеч для нырков и уклонов всего тела от удара соперника.

В тхэквондо важна цикличность, то есть замкнутость круга в конце пхумсе, пауза – от одной до полутора секунд, а более долгие фазы концентрации (от четырёх до шести секунд) позволяют собраться перед выполнением следующего приёма. После этого исполнитель становится в позу «кыман» и приветствует окружающих – с достоинством и без спешки, чего опять-таки нет в боксе, где любая остановка чревата весьма опасными последствиями.

Картина «Танец тхэквондо» названа так потому, что в движениях бойцов читаются ритм и музыка, и чем они богаче, тем более непредсказуем спортсмен для противника.

Вверху слева написана голова главного тренера сборной команды Ржева. Он сед и мудр, как наставник из американского боевика – боксёр Рокки, роль которого прекрасно исполнил Сильвестр Сталлоне. Лишь с той разницей, что он не только тренирует бойцов, мальчишек и взрослых, но и организует

массу соревнований на уровне области и Ржева, при этом постоянно заполняя кучу бумаг и отчётов, а также выезжая на сборы и турниры в разные города страны.

Портрет строг и лаконичен по силуэту. Посадка головы гордая и красивая, выдающая волевой характер натуры, всецело преданной спорту. Свет, падающий слева, резко обостряет правильные черты лица и мучительную напряжённость взгляда – с ясностью мысли, принципиальной остротой суждений и, не побоюсь сравнения, внутренней взволнованностью.

– Если мы с тобой организуем турнир на призы «Ржевской правды», – сказал Александр Артенюк, – то надо, чтобы обе стороны – и сама газета, и ООО «Инчермет», любезно согласившееся выступить в роли спонсора, не остались в накладе.

Часто бывая на Привокзальной, где дислоцируется «Инчермет», заметил, насколько трудной стала работа организации, взявшей на себя функции по утилизации бесхозного металла. И всё из-за того, что ей мешают работать десятки кустарных собирателей металлолома – крошечные, но при этом

громогласные. «Куплю дорого!» – кричат они на каждом углу, хотя за этой рекламной фразой, собственно, больше ничего и нет.

Когда-то в Советском Союзе, богатом своими заводами и фабриками, боролись с вторсырьём при помощи пионеров и школьников. Они нехотя собирали металлолом, всячески увиливая от неприятной общественной нагрузки. Теперь за каждый моток медного провода платят деньги, и это выгодно всем – и организации, и самим «собирателям».

Но это я немного отвлёкся. Вторая работа, посвящённая спорту, написана под влиянием предварительной договорённости о проведении соревнований по боксу «Крым-Ржев». Из Феодосии в наш город готова приехать команда боксёров, которых тренирует мастер спорта Аркадий Васягин, и сразиться с питомцами Владимира Зуева из Ржевского Дома офицеров. Картина называется «Добрынин в ринге» – по фамилии участника турниров по боксу прошлых лет, ставшего гордостью якутского спорта – точнее, той его части, которая дислоцировалась в Ленске.

Двое юношей сошлись на ближней дистанции. Их мускулистые ноги пружинисто натянуты для следующего прыжка, приближающего их к апперкоту. Тот, кто сделает этот шаг первым, выиграет свой последний раунд. В начале этой комбинации вращение тела осуществляется в правом тазобедренном суставе, поскольку боксёр удерживает вес тела на правой ноге. Это даёт ему возможность шагнуть левой ногой на нужную дистанцию для сближения и в тот же момент, вслед за финтом левой, нанести апперкот правой.

Лица боксёров не видны, да они в картине и не нужны, гораздо важнее пластика тел, на которой и сконцентрировался автор полотна. Проведя шестьдесят боёв на любительском ринге, Олег Добрынин оставил бокс, но внимательно следит за всеми соревнованиями, помогая в их организации и выступая в роли бокового судьи. Картина его имени, на мой взгляд, достойно украсит кабинет главного энергетика управления ПУ «Алмаздортранс».